Виды общения — Лекционные вопросы по Социальной психологии

Можно выделить следующие типы общения.

■ Светское общение. Суть коммуникации в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что они должны сказать в таких случаях. Общение бессмысленно и закрыто. Потому что взгляды людей на этот вопрос неуместны.

■ «Контакт маски». Тип общения очень похож на светский.

коммуникация. Обычные маски вежливости, снисходительности,

скромность, равнодушие, экономия. Стандартные фразы, жесты, мимика преобладают, позволяя скрыть настоящие эмоции и

отношение к собеседнику. Этот вид общения особенно характерен для жителей крупных городов. Некоторые авторы20 указывают на

о необходимости «замаскировать контакт» в определенных ситуациях, чтобы люди «не обижали» друг друга без надобности. Опасность в том, что маска может очень сильно «прилипнуть».

■ Деловое общение. Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседников, но интересы бизнеса важнее возможных личных различий или симпатий. Коммуникация ориентирована на бизнес и результат.

■ Первичная коммуникация. Партнер по общению ценится с точки зрения

партнер ценится с точки зрения полезности. Если человек нужен — он активно с ним связывается, если он беспокоит — его игнорируют. Когда вы получаете то, что желаете от своего партнера по общению, вы теряете к нему всякий интерес, и вы не

и это не может быть скрыто.

■ Формальное ролевое общение. Коммуникация опосредуется выполняемыми социальными ролями (продавец — покупатель, менеджер — менеджер).

подчиненный), личные качества имеют второстепенное значение. Социальная роль — это поведение человека, определяемое обществом. Ролевое общение

Это помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на

деловые, официальные и социальные контакты.

В этих отношениях именно ожидания от роли участников общения определяют, как партнер будет восприниматься, и какие особенности и свойства будут в нем замечены.



и принято. Роль также определяет оценку человека в этом отношении.

ситуация. В ролевом общении человек лишен свободы выбора стратегии поведения, партнера и самовосприятия. Человек

он теряет некоторую спонтанность своих реакций, но обретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включения в группу. Образы и действия определяются занимаемой социальной позицией: «Я есть

теперь учитель, а следовательно. «,» Я как представитель моего народа. «,» Я родитель и поэтому вынужден. «Чаще да, чем нет.

Роли дают своим хозяевам лишь базовую схему поведения. Многое зависит от того, как человек понимает свою роль и роли других участников общения, от его личного опыта и творческих способностей. Каждый человек привносит личную уникальность и неповторимость в свои социальные роли.


Есть культуры, которые с большей вероятностью будут общаться на основе ролей, и культуры, которые с большей вероятностью будут создавать межличностные эмоциональные отношения между людьми. В культурах первого типа легче строить деловые и официальные отношения, но есть риск смещения общения с расстояния в интимную и личную сферу. В культурах второго типа больше человеческого тепла, но возникают трудности в построении подчиненных, неравноправных социальных отношений. Русская культура принадлежит ко второму типу.

Межличностное общение определяется уникальностью индивидуальных особенностей, а социальные роли имеют второстепенное значение.

■ Монологическое общение. Субъект-объектная коммуникация, v

в котором субъект общения (человек с активностью, осознанными целями и правом на их достижение) связывает достижение своих целей с партнером, считая его объектом общения (пассивный человек с целями менее важными, чем цели предмета). Можно выделить два типа монологического общения — повелительное и манипулятивное.


Императив — это вид общения, при котором субъект не скрывает приоритета своих целей над целями партнера. Чаще всего императивный тип общения используется для установления контроля над внешним поведением человека. Приказы, инструкции, рецепты, просьбы, подсказки используются как методы воздействия. Императивный тип общения оправдан в экстремальных условиях, но абсолютно неуместен в интимно-личных, супружеских и детско-родительских отношениях.


Возможности применения императивного общения в практике воспитания и обучения очень ограничены. Между тем, по словам В.Я. Лядиуса, организация учебного процесса в традиционной системе образования узаконила в основном один тип учебного взаимодействия. Это взаимодействие, в котором позиции учителя и ученика резко разделены и поляризованы. Деятельность последнего регулируется в узких рамках имитации действий учителя по установленным закономерностям. Учебное взаимодействие, основанное на имитации действий учителя, порождает соответствующую форму усвоения опыта — репродуктивную, характерную для всех этапов обучения — от начального до конечного.


Преобладающий тип общения оправдан, когда действия учащегося представляют угрозу для его или ее жизни или жизни других людей. Усвоение оставшихся разнообразных форм поведения и ценностей должно происходить по-другому, что позволит ребенку обрабатывать и усваивать информацию и потребности взрослых на индивидуальной основе. Преобладание императивного типа общения делает невозможным формирование таких личностных качеств, как: критика, самостоятельность в действиях, оценка собственного и чужого поведения.


Манипулятивное общение направлено на использование собеседника с помощью различных приемов (льстить, запугивать, вызывать чувство вины, искажать информацию или скрывать ее, «наклеивать ярлыки» и т. Д.), Чтобы «добраться до нее» с помощью махинаций, отвлечения внимания и приемов21. склонность к манипулированию характерна для большинства людей, разница заключается в частоте возникновения. В определенной степени формирование манипулятивных тенденций провоцируется условиями жизни, результатом взаимодействия с социальной средой. При этом следует помнить что манипуляции в межличностном общении пагубно влияют как на личность манипулятора, так и на его родственников.


Негативные эффекты манипуляции возникают из-за


Подозрительность, боязнь близости, отчуждение от других и чувство внутреннего дискомфорта. Неискренность, ложь и контроль, присущие манипуляции, приводят к непомерной психической напряженности и наносят ущерб здоровью тех, которыми манипулируют и манипулируют.


Оценивая манипуляцию как достаточно негативный вид общения, следует констатировать, что есть целые области социальных отношений, где манипуляция разрешена и «легальна». В частности: сфера бизнеса, политики, рекламы, пропаганды, идеологии.

Отношение к другому человеку как к центру можно противопоставить отношению к нему как к ценности. Этот вид общения получил название диалога в отечественной психологии (М.М.Бахтин). В западной традиции это общение гуманистического типа (К. Роджерс). Диалогическое общение — это взаимосвязанное познание, самопознание и саморазвитие партнеров. Такое общение предполагает полное взаимное принятие партнеров в общении друг с другом, положительный эмоциональный тон их отношений, возможность раскрыть себя. По мнению многих психологов, именно диалогическое общение в наибольшей степени способствует высоким достижениям в учебно-воспитательной практике.

Диалоговое общение прерывается, когда партнеры переходят на язык догм и обращаются к безошибочным авторитетам и народной мудрости.


В зависимости от режима воздействия

мы можем различать прямое и косвенное общение.

Прямое общение — это прямой контакт, «лицом к лицу», и исторически это первая форма общения между людьми. По мере развития цивилизации она превратилась в различные формы опосредованного общения.

Косвенное общение — это взаимодействие с помощью дополнительных средств, таких как письмо, телевидение, Интернет, радио. Для этого типа общения характерна отложенная обратная связь во времени и пространстве.


В зависимости от средств

В общении можно различать вербальное (в переводе с латинского — «устное, вербальное») и невербальное общение.

В вербальном общении основным средством передачи информации является речь. Речь является наиболее универсальным средством передачи информации, поскольку потеря смысла в сообщении минимальна.

К средствам невербального общения относятся: мимика, жесты, поза, дыхание, интонация голоса, зрительный контакт и т. Д. Исследования показали, что в повседневном общении слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, прочие невербальные взаимодействия. — 53% 23. Это означает, что большая часть информации передается невербальными средствами коммуникации.

Коммуникационная структура

Есть несколько подходов к построению коммуникации. Согласно наиболее распространенным, существует три стороны общения: перцептивная — это процесс восприятия и знакомства друг с другом партнерами по общению;

коммуникативный —

заключающийся в обмене информацией между общающимися лицами; интерактивный — предполагающий организацию взаимодействия между общающимися людьми. Рассмотрим каждую из страниц более подробно.

Поможем написать любую работу на похожую тему

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий