Типы и виды общения

Типологические особенности общения. Типы общения — это различия в общении, обусловленные его характером, то есть спецификой психического состояния и настроения участников коммуникативного акта.

Типологические разновидности общения парные и в то же время альтернативные. Это коммуникационные пары:

  • бизнес и развлечения;
  • безличностно-ролевые и межличностные;
  • духовно-утилитарный;
  • традиционный и новаторский.

Специфика общения в бизнесе и играх. При всей относительности различий названных типов они имеют качественно альтернативный характер.

Таким образом, особенностью делового общения, в отличие от общения в играх, является высокая степень нормирования и однозначность первого.

В деловом общении предопределено практически все — от сценария взаимоотношений между взаимодействующими людьми, сути их ролей, норм их действий, дистанции взаимоотношений до достаточно высокой степени уверенности в ожидаемых результатах.

В общении в играх нет такой жесткости в регулировании отношений, которые развиваются во время взаимодействия сущностей. Участники общения в игре могут меняться ролями, и степень их доминирования зависит от хода игры. Результат внутриигрового общения часто бывает столь же неопределенным или непредсказуемым.

Специфика общения в игровой форме заключается в многозначности ролей, складывающихся между ее участниками. Если в деловом общении отклонение от однозначности и однозначности предоставленной информации может усложнить его, то в общении в играх, наоборот, чем выше уровень двусмысленности (неопределенности и подтекста), тем больше влияние ее эмоционального и эмоционального характера. стимулирующее влияние как на участников, так и на получателей.

Неопределенность результата общения в игре во многом является результатом его неопределенности и степени вовлеченности участников в ход игры. Отсюда более высокий уровень психологической приверженности, конкуренции и азарта в игровом общении по сравнению с деловым общением.

Межличностная роль и общение. Если различия в общении в бизнесе и в играх основаны в первую очередь на степени их регуляции или постановки, то специфика функционально-ролевой психологии и межличностных типов общения связана с их различной природой как средоточием внимания субъектов данного процесс.

Субъекты функционально-ролевого взаимодействия обращают внимание на роли и обязанности, которые они выполняют в той или иной организации, степень полноты их реализации, адекватность их реакции на те или иные условия в организации и требования, которые это ставит. о роли или статусе человека в ситуации делового общения. При этом нельзя полностью учесть личность, а тем более индивидуальность участников делового общения. Особенно, если речь идет об отношениях старшего и младшего.

Альтернатива межличностных отношений функционально-ролевым отношениям состоит в том, что здесь в центре внимания находится прежде всего личность и даже индивидуальность участников взаимодействия.

В отличие от функционально-ролевых отношений, которые могут быть полностью безличными, то есть не опосредованными вниманием к индивидуальности другого человека, отношения, развивающиеся в ситуации межличностного контакта, в первую очередь направлены на личность партнера по общению.

Это означает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степень взаимопонимания друг друга как уникальных единиц и партнеров в общении.

При этом высшая форма межличностного общения — это прямота, естественность, независимость от других факторов и интересов, внимание, которое коммуникаторы уделяют и проявляют друг другу.

Относительность ролевых различий и межличностного общения. Несмотря на отмеченные выше качественные различия рассматриваемых типов общения, они могут происходить во взаимосвязи не в противостоянии, а во взаимодействии и взаимном подкреплении.

Таким образом, высшей и наиболее продуктивной формой функционально-ролевых отношений, в отличие от их безличной модификации, являются деловые отношения, основанные на личном посредничестве.

Точно так же и наоборот, отношения межличностного характера могут принести пользу только в том случае, если они дополняются общими деловыми интересами и адекватным общением.

Традиционное и новаторское общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое общение, регулируется. Однако здесь степень регулирования намного выше. Если деловое общение регулирует только функцию и объем роли, то в традиционном общении, например, при проведении свадебных церемоний, вся процедура, ритуал коммуникативного поведения жениха и невесты и их ближайшего окружения, т. Е. Способ выполнения роль, а не только сама роль, регламентирована подробно.

Инновационное общение — естественная типологическая альтернатива традиционному общению. В этом виде общения обеспечивается высшая степень внутренней психологической раскрепощенности мыслей и фантазий его участников.

Варианты инновационного общения разнообразны, но их суть всегда заключается в диалогическом взаимодействии партнеров.

Если целью традиционного общения является сохранение и воссоздание данного стандарта коммуникативного поведения раз и навсегда, то цель инновационного общения — сделать обратное — разрушить все устоявшиеся идеи и стереотипы, если они препятствуют приобретению новых знаний. .

Одной из самых популярных и эффективных форм инновационного общения является спор, полемика и, в частности, их вариация в форме игры, известная как мозговой штурм. Этот вид новаторского общения интересен прежде всего тем, что исключает какое-либо осуждение или даже критику идей, предложенных в ходе обсуждения. Таким образом создается сильный психологический стимул для творческого воображения участников, а также благоприятная атмосфера для поиска и предложения новых оригинальных решений обсуждаемых проблем.

С аналогичной точки зрения можно взглянуть на такие типологически разные пары общения, как духовно-функциональное, праздничное и бытовое и т. Д.

Типы общения. Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то жанровые различия в общении обусловлены их субъективной направленностью. Таким образом, правомерно говорить о психологической специфике политического или религиозного общения, научного, экономического и т. Д.

Здесь психологические особенности коммуникативного поведения партнеров определяются их объективной принадлежностью. Таким образом, психология политической коммуникации характеризуется уникальным разнообразием форм и масштабов, динамизмом, остротой, способностью переходить из одного состояния в другое и нарушать устоявшиеся рамки отношений, традиций и институтов.

Напротив, религиозное общение обычно происходит в рамках давно установленных традиционных ритуалов и канонов. В то время как энергия конфронтации, бунтарства и неприязни более характерна для политического общения, дух смирения и примирения чаще проявляется в религиозном общении.

Точно так же можно говорить об особенностях научного общения, в котором дух разума и вечное стремление понять сущность окружающего мира, истину, где критерием истины являются аргументы и доказательства, а не вера, как в религиозном. общение, должно доминировать.

В экономическом общении преобладают игра и расчет, риск и благоразумие, ожидание и азарт, холодные рассуждения и влечение к обладанию и богатству.

Конечно, необходимо различать специфику общения по критерию его масштабности от межличностного до группового, коллективного и массового.

Микросвязь, ее возможности и ограничения. Одной из форм удовлетворения потребности человека в прямом эмоциональном контакте, взаимопонимании и сочувствии друг к другу является так называемая микрокоммуникация, которая представляет собой преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (faсe to faсe). Разновидности микрокоммуникации — диады, триады и небольшие группы не более 10-12 человек.

Общение, которое происходит в небольшой группе людей, если оно относительно стабильно, основано на общих интересах, их моральной ценности, открывает большие возможности для эмоционального содержания возникающих отношений.

Здесь, как правило, условия способствуют более полному выражению своей личности, психологической совместимости людей, их полному пониманию и взаимному расположению.

Этот тип общения существенно отличается от тех форм общения, которые носят клеймо недолговечного, безличного, стандартного, формального, фрагментированного и поспешного.

В отличие от различных форм массовой коммуникации, в ситуации эмоционального и не межличностного контакта достигается высокая степень персонификации, стабильности, психологической эмансипации и комфорта.

Потребность в глубоком, духовном, личном контакте особенно остро стоит в подростковом возрасте, когда желание подростка осознать свою индивидуальность, выразить себя требует как зеркала (другого «я»), так и проявления соучастия.

Но также общение в микросреде не всегда может гарантировать удовлетворение потребности человека в полном понимании, глубоком эмоциональном отклике, сострадании, соучастии и сочувствии. Даже при самом близком дружеском общении люди не всегда понимают и ценят друг друга.

Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути к взаимопониманию людей предстоит преодолеть множество препятствий, которые требуют как знаний (в частности, с учетом возраста и личностных характеристик), так и навыков (в частности, умения разговаривать и слушать человека, умение адекватно воспринимать и оценивать его состояние и действия, умение адекватно реагировать на действия человека и т. д.)

Авторы учебника под редакцией А. Сухова и А. Деркача выделяют следующие типы общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и косвенное, терапевтическое и неконфликтное. -жестокий.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий