Способности и задатки

Несмотря на то, что понятия «способности» и «задатки» давно являются предметом научных и психологических исследований, однозначного, единого толкования этих психологических понятий пока нет. В различных научных публикациях можно найти разные определения, которые существенно отличаются друг от друга.

Способности — это психологические свойства человека

Способности позволяют человеку успешно осваивать определенные виды деятельности и совершенствоваться в них.

Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и оригинальности используемых в действии приемов.

Успешность обучения часто зависит от индивидуально-психологических особенностей, определяющих успешность человеческой деятельности.

Способность переносить набор знаний, навыков и умений в новую ситуацию, при этом новая ситуация похожа на предыдущую не из-за порядка действий, а из-за требований к человеческим качествам.

Навыки следует рассматривать как непрерывные образования, которые постоянно развиваются.

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности под влиянием широко понимаемых социальных условий. Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы одинаково необходимы высококвалифицированному нейрохирургу, пианисту и карманнику. Но то, чем станет ребенок с такими пальчиками, во многом зависит от социальных условий.

Навык, который не достигает своего совершенства, не развивается, больше не применяется на практике, со временем теряется.

Также следует учитывать, что успешное выполнение любого действия не зависит от одного конкретного навыка, и комбинация, дающая одинаковый результат, может быть достигнута разными способами. Недостаток одних способностей может быть компенсирован более сильным развитием других.

Предпосылки для развития потенциала используются в качестве основы

Факторы возможностей создают предпосылки для развития способностей. Они очень разнообразны и многозначны (психические особенности познавательных, эмоционально-волевых процессов, психические свойства и состояния, формирование).

Способности определяются предрасположенностью, но отнюдь не ими.

Сами по себе навыки ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в жизненном процессе. По мнению подавляющего большинства психологов, человек далек от завершения в процессе своей жизни, осознавая свои дары.

Навыки нужно реализовывать. Реализация способностей происходит через соответствующие психологические механизмы:

  • Мотивационный механизм — без мотива, без желания способности не будут реализованы.
  • Операционный механизм — это совокупность операций (способов), с помощью которых реализуются способности, потому что способности происходят от слова — способ.
  • Функциональный (процедурный) механизм — это качество психических процессов, посредством которых функционирует операционный механизм способности.

Каждый навык имеет свою специфику и в то же время общую структуру.

Один и тот же человек может развивать разные способности к разным видам деятельности, но один из них, как правило, будет более значимым, чем другие, с одной стороны, а с другой стороны, разные люди обладают одинаковыми способностями, но различаются по уровню. развития.

Для измерения уровня развития способностей используются различные методы: Эйзенек, Кеттель, Спирмен, Бине и др. В то же время следует подчеркнуть, что методы определения динамики успеха в процессе действия дают более объективные результаты. Успех человека во многом определяется не одним навыком, а сочетанием нескольких навыков. Комбинация способностей сугубо индивидуальна.

Социокультурные факторы имеют решающее влияние на развитие способностей

При рассмотрении проблемы классификации способностей следует исходить из их разнообразия и универсальности, а также их уровней:

  • Репродуктивный уровень — обеспечивает высокую способность усваивать знания, овладевать соответствующими навыками и эффективностью.
  • Творческий уровень — обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.

E.A. Климов связал способности с конкретными видами профессиональной деятельности, разделив их на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые эти профессии нацелены.

Типы способностей

  • Природные (врожденные, природные) — существенно биологически обусловлены. Многие из этих способностей являются общими для человека и высокоорганизованных животных на уровне предпосылок (восприятие, память, мышление, элементарное общение и т. Д.), Но на уровне психологического механизма формирования способностей они совершенно разные.
  • Специфические человеческие способности (SCA) включают способности, которые обеспечивают деятельность человека в социальной среде. Они основаны на использовании речи, логики, мышления и т. Д. Эта группа способностей развивается только при наличии социальной среды.
  • Общие — определяет относительную легкость и эффективность получения знаний и выполнения различных видов деятельности.
  • Специальные (профессиональные) способности — это система личностных качеств, которые помогают в достижении высоких результатов в определенном виде деятельности. Особые способности требуют развития особого типа квеста. К ним относятся: литературно-художественные, инженерные, дизайнерские, языковые, музыкальные, спортивные и т. Д. Следует подчеркнуть, что общие и специальные способности тесно связаны. Развитие особых способностей невозможно без улучшения общих способностей.
  • Теоретические и практические способности определяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышлениям, либо к конкретным практическим действиям. Эти способности, в отличие от других, очень редко сочетаются друг с другом, обычно это встречается только у одаренных людей.
  • Учебные и творческие способности определяют успехи в учебе и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают удовлетворение индивидуальных потребностей человека в различных сферах его деятельности.
  • Навыки общения и взаимодействия являются наиболее социально обусловленными потребностями, которые обеспечивают взаимодействие человека с социальной средой посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и т. Д.
  • Субъективно-познавательные и предметно-функциональные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее развитие и трансформацию, правильное восприятие действий окружающих, построение своего поведения в соответствии со складывающейся средой. Особые способности — это умение воспринимать людей и правильно их оценивать.

Особо успешная человеческая деятельность в одной или нескольких сферах отличает его среди других.

  • Дарение — это особенно успешная деятельность человека в определенной сфере деятельности, которая отличает его от других, занимающихся аналогичной деятельностью. Одаренность часто проявляется в наличии набора разноплановых способностей, которые предрасполагают человека к успеху в нескольких сферах деятельности.
  • Талант — это высокая степень одаренности. Специфика таланта в том, что он создает что-то новое, необычное, непохожее на то, что уже было. Для него характерен высокий уровень творчества.
  • Гений — это высшая степень одаренности. Гений создает шедевры, которые остаются на века человеческой культурой, гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что со временем не утратит своей уникальности.

Помимо способностей, есть еще и инвалидность.

Неспособность — это определенная черта психики человека, которая определяет его неудачи в некоторых сферах деятельности. Это вызывает синдром отказа. Синдром низкой успеваемости — закономерное соотношение психологических особенностей с проявлениями невысокой профессиональной деятельности.

Решению этой проблемы способствуют составления профессиональных диаграмм, ядром которых являются психограммы (психологические особенности которых обеспечивают наиболее эффективное функционирование человека в данной профессии).

Развитие способностей в первую очередь предполагает не ограничение детских игр, а вовлечение их в творческие, сложные игры, многогранные и разнообразные виды деятельности, творческий характер деятельности, оптимальный уровень сложности, соответствующую мотивацию и положительный эмоциональный настрой.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий