Основные характеристики общения

Коммуникация характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание сообщения может отличаться;

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимоуважение партнеров друг к другу;
  4. взаимное влияние партнеров;
  5. сотрудничество партнеров;
  6. управление групповыми или массовыми мероприятиями и т. д.

Коммуникационные функции различаются в зависимости от содержания коммуникации. Существуют четыре основные коммуникационные функции (в сочетании они придают специфический характер коммуникационным процессам):

  • инструментальный (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения определенной деятельности);
  • синдикативный (общение — средство объединения людей)
  • самовыражение (общение выступает как форма взаимопонимания, как психологический контекст)
  • переводной (передача определенных способов действий, оценок и т. д.).

Конечно, содержание общения не ограничивается этими четырьмя функциями. Другие функции связи включают в себя:

  • экспрессивный (понимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социальный контроль (регулирование поведения и активности); социализация (формирование способности сотрудничать в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Страницы связи. Развитая полноценная коммуникация сочетает в себе две взаимосвязанные, но разные стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую и внутреннюю, глубокую, затрагивающую лигностонико-смысловые слои.

Внешняя сторона, фактически сформированная в поведении коммуникаторов, выражается в коммуникативной деятельности. Внешняя сторона коммуникации определяется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действия в общении;
  • коммуникационная инициатива;
  • техническое и коммуникативное мастерство в общении и т. д.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на фактический или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми общается человек.

Способ общения определяется:

  • тон общения (спокойный, властный, ласковый и т. д.);
  • коммуникативное поведение (смущение, беспокойство, неуверенность, скованность и т. д.)
  • дистанция общения (интимная, личная, социальная, общественная и т. д.).

Расстояние общения определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанция указывает на то, что партнеры — близкие люди или друзья. Социальная дистанция показывает нам официальный, а публичный — интеллектуальный и демонстративный характер общения.

Есть много способов общения. Общение может быть уважительным или неуважительным, быть игривым или серьезным, раздраженным или дружелюбным.

Стиль общения — это индивидуально-типологические характеристики взаимодействия людей.

В стиле общения он находит выражение:

  • специфика коммуникативных способностей человека;
  • установленный характер отношений с конкретными людьми или сообществами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека, особенности партнера по общению.

В основе стиля общения человека лежат его морально-этические установки, а также оценка социально-этических установок общества.

Наиболее распространенные стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружелюбно,
  • далеко,
  • репрессивный
  • народник
  • кокетливый
  • требовательный,
  • материал
  • позиционный.

Стиль общения напрямую влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств его проведения.

Средства коммуникации делятся на пять основных групп:

  1. лингвистический (речевой);
  2. опто-кинетика (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистический (качество голоса, диапазон, тональность);
  4. экстралингвистический (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространство-время (расстояние, время, место, коммуникационная ситуация).

Средства речевого общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту строчку имеет смысл назвать «словесное действие».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорный язык, то есть простота и яркость структуры предложений, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическая своеобразие речевого действия проявляется в особенностях синтаксического строения, т. Е. В построении словосочетаний и словосочетаний. Но в то же время уникальность разговорной манеры речевого действия создается рядом психотехнических приемов:

  • мнимая диалогизация (синтаксическая структура речевого действия имитирует воображаемую декорацию диалога);
  • Вопрос-ответ (субъект общения задает себе вопрос и дает на него ответ);
  • риторический вопрос (который, как известно, включает в себя утверждение или отрицание, стимулирует мысли и эмоции партнеров по общению)
  • Эмоциональные восклицательные знаки (что позволяет уделять больше внимания теме общения, стимулирует разговорный характер общения);
  • Инверсия (т.е. преднамеренное нарушение порядка слов).

Качество и эффективность речевого действия, его коммуникативность зависят от степени владения речевыми психотехниками (то есть психотехникой, а не приемами, как полагают некоторые авторы).

Речевая психотехника — это система индивидуального психологического контроля голоса, дикции, интонации и логики в зависимости от социально-психологических условий общения.

Вербальное действие, как следствие его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле речевая психотехника — это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного использования языковых, паралингвистических и экстралингвистических средств межличностного взаимодействия.

Если языковые средства определяют содержание речевого действия, то паралингвистические и экстралингвистические — его выразительность.

Интонация и тон затрагивают не только сознание, но и сферу чувств, придают словам и фразам эмоциональную окраску.

Темп вербального действия — это скорость его выполнения. Быстрый темп мешает сосредоточиться на логике и содержании словесного действия, медлительность — утомляет. Наиболее оптимальный вариант организации темпа речевых действий — психологически целенаправленное управление. Правильно используемые паузы позволяют лучше отразить значение слова или фразы, выделить или усилить наиболее важные моменты.

Дикция, то есть ясное и точное произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптические и кинетические средства организуют динамическую психофизическую деятельность.

Жест — это движение, которое передает психическое состояние человека, говорящего или думающего сам с собой.

Мимикрия — это динамическое выражение лица в определенный момент общения.

Пантомима — это динамическое состояние позы в данный момент общения.

Слияние вербальных и оптико-кинетических действий создает процесс влияния одного объекта коммуникации на другой и наоборот. Но это взаимодействие эффективно только в том случае, если в его структуру входят механизмы взаимопонимания.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий