Ничего личного — только эмпатия. Что это значит?

эмпатия

Есть слова и понятия, которые когда-то были перенесены из научной сферы в морально-личностную, чтобы более или менее однозначно регулировать их.

Таково, например, слово «сочувствие». Что это значит? Буквально означает «хорошая страсть» или «хорошее чувство» (от греческого «пафос» — «страсть», «страдание», «чувство»). Определение этой концепции таково: «Сознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого опыта. Или» способность поставить себя на место другого человека и понять его мысли и чувства. Сочувствие — это человек, у которого есть способность находить отклик на разных уровнях с другими людьми ».

Есть также много других определений. Все они претендуют на научную достоверность, хотя часто различаются по своим основным понятиям и категориям. В одном случае мы получаем синоним давно известного термина «эмпатия», который связан с обширным опытом межличностных отношений в нашей культуре, как светской, так и религиозной. С другой стороны, в других случаях «эмпатия» понимается очень широко — как способность эмоционально «отражать», способность видеть глазами другого человека, овладевать оптикой его взгляда и чувств. Например, один психолог говорит: «Сочувствие — это способность чувствовать то, что чувствует другой человек. А сочувствие ближе к жалости, оно не требует полного сочувствия».

Назовем эти два типа определения «теплым» и «холодным». В обоих случаях возникают вопросы. «Теплое» определение просто повторяет значение слова «эмпатия», и тогда непонятно, зачем удваивать термин, поскольку вся концепция и культурное содержание концепции связано со словом «эмпатия». Во втором случае удивляет некоторая безразмерность — рамки «холодного» определения эмпатии настолько широки, что применение этого понятия становится неуправляемым. Вы можете запихнуть в него что угодно. Кстати, обратите внимание, что «сочувствие» очень редко используется в ряду с аналогичным термином «сострадание», которое очень прочно укоренилось в нашей культуре и является прямым аналогом «сострадания» даже на этимологическом уровне (sym- = « сочувствие «-«, чувство = «пафос»).

Если одно толкование термина избыточно, а другое безразмерно, то почему этот термин? Почему многие психологи предпочитают работать в этой «проблемной» концептуальной парадигме.

У меня есть следующая догадка. Не потому ли, что «эмпатия» в ее обычном понимании, в отличие от эмпатии, не требует активного отношения, не требует подтверждения делами и отменяет проверку теории практикой? Это также отменяет евангельскую идею о том, что «наша вера мертва без наших дел».

И если настаивать на этом термине — это попытка сделать психологию гностической дисциплиной, чисто описательной дисциплиной, в которую нужно только верить и которая служит для объяснения себя, но которая не может ничего сформировать.

В этой ситуации сочувствие перестает быть искренним порывом и становится правилом этикета. Это «сочувствие». Легкая грустная улыбка, приподнятые брови … Сочувствие.

Это значит, что кто-то может встать на место другого человека, увидеть его глазами … Хорошо. Но этот навык часто не используется в альтруистических целях. Например, обманщики тоже очень сильные эмпаты. Им нужно рассчитать реакцию жертвы, чтобы осуществить свой план. Смотрите на вещи их глазами. Разве это не сочувствие? Сочувствие, конечно. Но разве это сочувствие? Конечно нет.

Или возьмем что-то вроде экономических санкций. Они учитывают реакцию больших групп населения, их отношение и реакцию. Сочувствие? Конечно. Сочувствие? Нет, как раз наоборот.

Оказывается, сочувствие — это ни хорошо, ни плохо. Его можно направить на любую цель — «как стреляешь, так и стреляешь». Вы скажете: да, разница есть, ну и что?

И тот факт, что слова «эмпатия», «эмпат» в современном употреблении носят однозначно положительный ярлык. Сочувствие даже почетно. Об этом говорят в контексте помощи разным людям. Но оправдано ли это слово в этом контексте?

С другой стороны, сочувствие нельзя повернуть «вспять». И мне трудно представить, что влюблённого человека хвалят, когда его рекламируют. Это какая-то этическая чушь. Сочувствие, как видим, ни к чему не связано. Но часто это становится возможностью набрать очки и известность. Как объяснить эту прихоть.

Или вот следующий отрывок: эмпатия может быть неполной (ниже нормы), средней (от слаборазвитой до развитой), достаточно развитой (нормальной) и чрезмерной (выше нормы). Вы можете представить себе такое измерение эмпатии? Конечно нет. Сострадание всегда хорошо, но его всегда недостаточно. Это требует совершенно другой системы оценки, согласитесь.

А вот еще один отрывок из статьи автора, рекомендующего себя в качестве психолога: «Среди многих выделяются два простых и эффективных упражнения, которые могут развить эмпатию за короткое время:« Телефон ». Суть этого метода в том, что что вы используете мимику и жесты, чтобы представить объект или тему разговора, а окружающие должны догадываться, что происходит ». Зеркало и обезьяна. Одна из любимых детских игр, она также способствует раскрытию эмоционального состояния взрослых и попаданию в их зону комфорта. Для этого упражнения вы должны выбрать собеседника, встать перед ним и жестами показать разные чувства, затем поменяться местами с напарником и повторить то же действие. Это поможет вам научиться понимать эмоциональное состояние и чувства других людей.

А теперь сравните это с сочувствием и даже состраданием. И почувствуйте разницу.

Кажется, что эмпатия в обычном смысле слова — внеморальное и чисто умозрительное понятие. Видимо, это такая радикализация плюрализма, гражданского ритуала. Не вместе, а вместо сочувствия. И это то, к чему мы привыкли. В Новом году я бы пожелал своим соотечественникам обратного. Настоящее сочувствие друг другу. А эмпатией лучше заниматься у платного психолога, если есть средства.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий