Наблюдение в социальной психологии

Наблюдение в социальной психологии

Наблюдение — это универсальный метод, используемый в любой науке, которая получает данные посредством опыта или собирает их из окружающего мира.

Наблюдение в социальной психологии — это метод сбора информации посредством прямого, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и действий) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных независимых методов исследования (например, для наблюдения за «естественными» конфликтными взаимодействиями) и как вспомогательный метод (например, для сбора материалов предварительного исследования, а также для контроля полученные эмпирические данные).

Классическими примерами наблюдения как самостоятельного метода являются исследования Н. Андерсона о жизни бродяг, работы У. Уайта по изучению жизни эмигрантов, исследования В. Ольшанский о ценностных ориентациях рабочей молодежи.

Классификация наблюдений производится по разным признакам (рис. 3.1).

Классификация методов наблюдения


Рисунок 3.1.

Классификация методов наблюдения

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации методы включают:

прикрепил

(участник) я

не включено

(простое) наблюдение. Невовлеченное наблюдение регистрирует события «извне», не взаимодействуя и не относясь к изучаемому человеку или группе. Смысл и оригинальность результатов зависит от того, что наблюдается и насколько адекватным, точным и точным является наблюдение. Он-лайн наблюдение — это когда наблюдатель взаимодействует с группой как полноправный член. Это позволяет исследователю лучше понять процессы изнутри, увидеть контекст того, что наблюдается, то есть включение увеличивает глубину наблюдения. Включение, с другой стороны, снижает отражательную способность наблюдений (способность «подняться» над ситуацией наблюдения и рассмотреть ее с аналитической «нечувствительности» позиции). Существуют различные типы включенного наблюдения в зависимости от того, насколько члены исследовательской группы осведомлены о целях и задачах исследователя.

Наблюдение можно сделать в

Открой это

таким образом, чтобы одновременно

инкогнито,

когда наблюдатель скрывает свои действия. Если включенное наблюдение проводится открыто, это может повлиять на протекающие процессы, нарушить их естественное течение. В качестве примера приведем описание экспериментов Э. Мэйо в компании Western Electric в США в 1920-1930 годах, когда простое наблюдение исследователей, исследующих причины низкой производительности труда рабочих, над деятельностью сборщиков электрических реле привело к тому, что повышение производительности труда [1]. Автор заметил изменение в поведении человека, который знает, что за ним наблюдают.

В зависимости от состояния организации наблюдение делится на

поле

(естественное наблюдение) и

лаборатория

(наблюдения в условиях эксперимента).


Скрытое наблюдение (наблюдение инкогнито)

это наиболее интересное и противоречивое наблюдение. В

В лаборатории скрытые часы

часто выполняется с помощью зеркала Gesell с однонаправленной светопроводимостью.

В зарубежных учебниках психологии и социальной психологии с описанием

полевое наблюдение в режиме инкогнито

Неизменно обсуждается этический вопрос нарушения конфиденциальности. Также рекомендуется ограничить такое наблюдение публичными ситуациями (поведение людей на улице, в кафе, кинотеатрах и других общественных местах).

Тематическое исследование

Классическим примером такого рода исследований является работа Л. Фестингера и его сотрудников, выполненная в 1950 году. Социальные психологи «проникли» в религиозную общину, которая предсказывала, что Потоп однажды уничтожит большую часть Северной Америки, чтобы наблюдать за поведением членов общины после того, как пророчество не сбылось. Когда пророчество не сбылось, большинство членов собрания продолжали активно обращать людей в свою веру и призывали к покаянию, убеждая себя, что их работа предотвратила катастрофу. Оказалось, что несбывшееся пророчество может укрепить, а не изменить взгляды человека. По результатам этих исследований Л. Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса [2].

Большое количество провокационных


исследование

В литературе по данной теме описано множество провокационных полевых исследований, проведенных путем включенного наблюдения инкогнито.

В польской традиции это исследование W.B. Ольшанский, который в 1960-х годах как член Института философии Академии наук и изучал оценочные ориентации молодых рабочих (или, скорее, их проявления в поведении) посредством наблюдения, несколько месяцев проработал слесарем-слесарем. на одном из московских заводов.

Среди классических западных исследований метода инкогнито-включенного наблюдения следует упомянуть исследование Э. Гоффмана 1960-х годов, проведенное в психиатрической больнице. Гоффман назвал тактику контроля впечатлений у других «управлением впечатлениями». Исследование показало, что пациенты с шизофренией, которые традиционно считались умственно отсталыми, овладели этой сложной рефлекторной тактикой.

Существует также третий тип наблюдения, промежуточный между полевым и лабораторным наблюдением.

спровоцированное наблюдение в естественных условиях.

Спровоцированное наблюдение в естественных условиях аналогично методу натурного эксперимента, предложенному А.Ф. Лазурского. Интересный пример

естественное (полевое) наблюдение с элементами искусственно созданной обстановки

Интересный пример естественного (полевого) наблюдения с элементами искусственно созданной ситуации был проведен в США в 1980-х годах Л. Петерсоном и его сотрудниками — наблюдение альтруизма у детей.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято различать две основные разновидности этого метода: стандартизованное и нестандартное наблюдение.


Нормализованный

стандартизированная методика (формализованная, структурированная) предполагает развернутый список наблюдаемых характеристик, условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя и единые кодификаторы для записи наблюдаемых явлений. Сбор данных в данном случае означает их последующую обработку и анализ с использованием методов математической статистики. К наиболее известным схемам наблюдения относятся методы ΙΡA, SIMLOG Р. Бейлса, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, регистрация невербального поведения П. Экмана и др.

В случае

обычай

Наблюдение не имеет такой специально разработанной программы. Нестандартная методика наблюдения определяет только общие направления наблюдения, где результат сохраняется свободно, непосредственно в момент наблюдения или из памяти.

Через

заказ наблюдений

они могут быть случайными и систематическими, непрерывными и выборочными.

Через

тип вложения

— по фактическому и оценочному типу, а также по смешанному типу.

В соответствии с

хронологическая организация

Есть продольные, периодические и одиночные наблюдения.

Продольное наблюдение

он реализуется в течение длительного периода времени, обычно в течение нескольких лет. Результаты лонгитюдных исследований часто записываются в виде журналов наблюдений.

Периодическое наблюдение

— наиболее распространенный тип хронологической организации наблюдений — наблюдение осуществляется в определенные, обычно строго определенные периоды времени.

Одинокий

или же

единичное наблюдение

они обычно имеют форму отчета о болезни. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями исследуемого процесса или явления.

Следует отметить, что фактическая методология тематического исследования может сочетать различные типы наблюдений, например, полевые наблюдения могут проводиться как систематическая часть исследовательского исследования.


Предмет наблюдения

Отдельные лица, небольшие группы и большие социальные группы (например, толпы) и их социальные процессы, такие как паника.


Предмет наблюдения

вербальные и невербальные акты поведения человека или группы в определенной социальной ситуации. Наиболее распространенными вербальными и невербальными особенностями являются речевые акты, выразительные движения, физические действия и т. Д.

Запись наблюдений в исследовании, направленное на проверку исходных теоретических предположений, осуществляется по категориям, соответствующим цели исследования, которое состоит в изучении только определенных форм поведения.

Категории

— термины, обозначающие определенные классы наблюдаемых явлений. Они должны быть определены оперативно, не должны пересекаться с другими категориями и должны иметь ту же степень общности, что и другие категории. Классическим примером такой системы категорий в социальной психологии является схема наблюдения за человеческими взаимодействиями в групповой дискуссии, разработанная Р. Беле в 1950-х годах (рис. 3.2).

Обратите внимание, что «сокращение единицы наблюдения до категории — по сути, предварительный этап в интерпретации наблюдаемого — может происходить не только после наблюдения, но и во время самого наблюдения», как в случае с методологией Бейлза: «Наблюдатель, идентифицирующий единицы поведения в групповом обсуждении, он должен немедленно отнести ее к одной из 12 категорий и зафиксировать в протоколе наблюдения »[3].

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Достоверность схемы зависит от количества единиц наблюдения (чем они меньше, тем надежнее); их конкретность (чем абстрактнее признак, тем сложнее его зарегистрировать); и сложность выводов, которые делает наблюдатель при классификации выявленных характеристик.

Система категорий Р. Бейлза


Рисунок 3.2.

Система категорий Бейла:


А

— Зона положительных эмоций;

ДО Н.Э

— выявление проблем и направления их решения;

D

— область отрицательных эмоций;

а

— проблемы ориентации;

б

— проблемы с оценкой, мнениями;

с

— проблемы управления;

d

— проблемы с поиском решения;

е

— Преодоление напряженности;

ж

— проблемы интеграции

Основными недостатками этого метода являются:

  • — высокая субъективность при сборе данных;
  • — преимущественно качественный характер результатов наблюдения;
  • — относительные ограничения при обобщении результатов испытаний.

Способы повышения достоверности результатов наблюдений связаны с использованием надежных наблюдений и технических схем.

Методы повышения достоверности результатов наблюдений включают использование надежных схем наблюдения, технических средств записи данных, обучение наблюдателя и минимизацию эффекта присутствия наблюдателя.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий