Можно ли добиться успеха в жизни, если вас не любили в детстве

Фото Getty Images

Последние два десятилетия принесли удивительные открытия в отношении функционирования и развития мозга, который, как известно ученым, достигает полной зрелости намного позже, в возрасте от 25 до 30 лет. (Долгое время считалось, что созревание мозга заканчивается одновременно с окончанием роста скелета и черепа в позднем подростковом возрасте.) Человеческий мозг развивается «снизу вверх»: у новорожденного ребенка полностью сформированы примитивные области мозга, отвечающие за автоматические функции, такие как дыхание. Высший мозг, области, контролирующие эмоции, речь и абстрактное мышление, созревают в первые три года жизни. Мозг трехлетнего ребенка достигает 90% размера мозга взрослого человека. В течение этих лет наблюдается экспоненциальный рост синапсов, устанавливающих гораздо больше связей, чем необходимо, а в конце детства излишки выбрасываются.

Мозг ребенка приспосабливается к окружающей среде

Есть удивительные доказательства того, что мозг ребенка буквально приспосабливается к окружающей среде. Это открытие, сделанное группой ученых во главе с Мартином Тейхером, имеет большое значение. Это означает, что наши гены являются основой и структурой мозга, и все его связи, как нервные, так и поддерживающие независимое и совместное функционирование его частей, формируются опытом. В то же время мозг одинаково легко реагирует на неблагоприятную и благоприятную окружающую среду, и, как пишет психолог Алан Шор, положительные и отрицательные переживания одинаково формируют структуру мозга, благоприятствуя или препятствуя оптимальному развитию.

Опять же, это следует понимать не метафорически, а буквально. Мы должны «благодарить» эволюцию за эту адаптивную способность, потому что в стрессовых ситуациях мозг переключается в режим выживания, переориентируясь на борьбу со стрессом.

Последствия словесного насилия

А теперь познакомимся с последствиями негативного поведения, особенно словесного насилия. Травма оказывает особенно сильное, продолжительное и устойчивое воздействие на мозг.

Исследования выявили области мозга, наиболее подверженные этому: мозолистое тело (отвечающее за передачу моторной, сенсорной и когнитивной информации между полушариями), гиппокамп (часть лимбической системы, регулирующей эмоции) и лобная доля (контролирующая мышление и принятие решений). Психиатр Акеми Томода и другие ученые показали связь между словесным оскорблением и изменениями серого вещества в мозге. Это означает, что опыт взаимодействия на раннем этапе жизни ребенка создает регулирующую систему — мозг — способную или неспособную управлять эмоциями, оптимально управлять стрессом и налаживать тесные эмоциональные связи. Дочери с ненадежной привязанностью обычно с трудом контролируют свои эмоции, демонстрируют некорректное поведение, склонны к тревоге и депрессии, а также имеют плохое психическое и физическое здоровье. Но если вы подверглись насилию, не отчаивайтесь. К счастью, мозг сохраняет пластичность — способность создавать новые нейронные связи — на протяжении всей жизни. Последствия словесного оскорбления будут рассмотрены более подробно в следующей главе. Но вот самый важный момент: хотя плохое обращение и словесная агрессия действительно влияют на мозг, последствия могут быть обращены вспять.

Власть матери и личность дочери

Среди множества теорий личности одна лучше другой объясняет, как отношения с матерью влияют на ее дочь. Согласно этой теории, разработанной Эндрю Эллиоттом и Тоддом Трэшем, для людей характерно желание быть либо более доступными, либо их можно избежать. Эти две тенденции присущи человеку и всем другим видам. Мы ищем вещи, которые принесут нам пользу и сделают нас счастливыми, и избегаем того, что угрожает нам повредить или причинить вред. Эта особенность делает нас похожими на дождевых червей, слонов и амеб. Однако теория Эллиота и Трэша идет намного дальше, чем врожденные предрасположенности, и описывает различия между людьми в зависимости от того, какой из двух стимулов является для них доминирующим.

Эта разница объясняется детским опытом. Что побуждает одну девушку ставить амбициозные цели, готовиться к возможным неудачам и справляться с ними, и почему другая рассматривает невзгоды только как риск неудач и унижения? Почему у некоторых женщин в сознании есть голос, который побуждает их двигаться вперед (приближаться), а для других этот голос говорит, что они хуже, недостаточно хороши, поэтому не пытайтесь, но их унижают и высмеивают (избегают) ?

Все зависит от стиля крепления. Девушка с надежной привязанностью мотивирована преследовать свою цель, в то время как девочка с незащищенной привязанностью в детстве сосредоточена в основном на избежании негативных последствий. Помните, что каждый из нас иногда переключает внимание — в зависимости от ситуации — и в сторону близости, и в сторону избегания; разница между нами определяется основной общей тенденцией и типом реакций, которые влияют на каждое решение и мыслительный процесс во всех сферах жизни, включая работу и личные отношения.

Поведение нелюбимых дочерей, главный стимул которого — избегать их, подпитывается страхом неудачи — или, скорее, позором неудачи. Это часто заставляет их избегать попыток, потому что они кажутся слишком сложными, от изменений, потому что они невозможны, и они оставляют все как есть, независимо от того, повезло им или нет. Эллиот и Трэш в исследовании студентов обнаружили, что страх испытуемых перед неудачей был тесно связан с отказом их матерей любить в детстве, когда они нарушали правила или действовали таким образом, чтобы вызвать материнское негодование. (Обратите внимание, что это исследование было основано на личных отношениях учащихся со своими матерями, а также на оценках шкалы привязанности).

Отказ родителя чувствовать, когда ребенок совершает ошибку, нарушает правило или разочаровывается, может принимать разные формы: холодные взгляды, нежелание говорить или смотреть на ребенка, выражение сопротивления, физическая дистанция, изоляция в другой комнате — символическое изгнание или, хуже того, угрозы быть высланными из родительского дома. Эти сценарии известны многим нелюбимым дочерям. Интересно, что исследование не обнаружило подобных случаев отвержения отца. Далее мы рассмотрим формы материнского поведения, которые чаще всего приводят к тому, что поведение дочерей определяется мотивом избегания, и их последствия.

Особенно показателен в этом отношении эксперимент, проведенный Хизер Ленч и Линдой Левин. Исследователи попросили участников назвать себя ориентированными на подход или избегающими и дали им три набора из семи анаграмм, которые они должны были решить в течение заданного периода времени. Участники эксперимента не осознавали, что задачи первой группы неразрешимы. Люди, ориентированные на близость, смогли выйти из первой группы задач и двинуться дальше, в то время как люди, ориентированные на избегание, оказались безуспешными и не прошли весь тест.

Давайте поблагодарим пластичность нашего мозга

Во втором исследовании Ленч и Левин не просили испытуемых охарактеризовать себя, а разделили их на две группы. Участникам одной группы сказали, что тест оценивает их вербальный интеллект и что они должны стремиться к успеху, в то время как другой группе сказали, что тест оценивает слабость их разговорных навыков и что им следует избегать неудач любой ценой. Опять же, те, кому было поручено избегать неудач, застревали в первых семи анаграммах, выплеснув разочарование и гнев, и провалили тест. Нелюбимые дочери, склонные к избеганию, часто чувствуют себя застрявшими в жизненных ситуациях. Зацикливаясь снова и снова, они обрекают себя на неудачу. Они не только упускают хорошие возможности, но и остаются в ситуациях, которые делают их несчастными еще долгое время после того, как худшее прошло. Это относится ко всем их отношениям, в том числе с их матерями, а иногда и с другими членами семьи. Если это ваш портрет, я очень тороплюсь — выход есть. Давайте поблагодарим пластичность нашего мозга: вопреки тому, что говорят, любую собаку, старую или молодую, можно научить новым трюкам. Самое главное, чтобы будущее ни в коем случае не зависело от прошлого. Если ваша мать не любила вас, это не значит, что никто никогда не полюбит вас или что вы не сможете научиться любить себя.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий