Доверяй, но проверяй

15 декабря в Экономическом университете прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Экономического университета «Роль доверия и недоверия в общественной жизни». На семинаре выступила главный научный сотрудник центра Алла Купрейченко.

Концепция доверия многогранна, его содержание, типы и функции в обществе культурно и социально обусловлены и, следовательно, динамичны. В последние годы исследователи также стали интересоваться недоверием как относительно независимым явлением. Ирина Мерсьянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Экономического университета, отметила в своем вступительном слове, что доверие — сложная проблема, как выяснили сотрудники Центра, изучив уровень доверия населения к власти. должностные лица.

Понятие «доверие» включает в себя множество вопросов, на которые сложно ответить: зачем вообще проверять доверие, как его измерить, как интерпретировать полученные данные? Согласно международным исследованиям, индекс доверия в России составляет 23,9, по этому показателю наша страна занимает 29 место, уступая практически всем странам Европы. Но что показывает этот номер? Как это интерпретировать? Что это объясняет? Это хорошо или плохо? Это лишь неполный перечень вопросов, на которые Алла Купрейченко попыталась ответить в своем выступлении.

По ее мнению, условиями возникновения доверия являются: наличие значимой ситуации, характеризующейся неопределенностью или риском; оптимистические ожидания организации в отношении исхода события; уязвимость субъекта и его зависимость от поведения других участников взаимодействия; добровольное взаимодействие; нет управления.

Сегодня ведется большая работа над тем, чтобы понять, что доверие и недоверие — это концепции, которые существуют вместе и не являются полярными. Похоже, это можно объяснить динамизмом межличностных отношений, противоречивыми человеческими характеристиками и субъективной оценкой риска. Все это указывает на то, что категория доверия нестатична. Например, сильный человек может вызывать доверие, если он единомышленник, и наоборот, недоверие, если он противник.

Еще одно важное наблюдение: доверие — не всегда хорошо. Иногда недоверие полезнее, потому что доверчивого человека легче обмануть. Более того, нельзя сказать, что доверие однозначно связано с моральным поведением, а недоверие — с аморальным. В свою очередь, недоверие может быть моральным, например, в деловых отношениях, в отношениях между спортсменами во время соревнований.

Ирина Мерсиянова

Существует огромное количество видов и форм доверия и недоверия. Таким образом, можно говорить об основном межличностном доверии, необходимом для того, чтобы люди жили вместе, поддерживая моральные основы и социальные нормы. Может быть интуитивное доверие, основанное на предрассудках и стереотипах, которое может облегчить принятие решений в периоды нехватки времени или информации. Другой формой доверия может быть альтруистическое доверие, связанное с гуманистической ориентацией человека и проявляющееся, например, в добровольной деятельности. Для сферы политики важно консультативное доверие, а для сферы бизнеса — организационное доверие, которое необходимо для организации и регулирования взаимодействия.

Отдельная проблема — это доверие / недоверие к социальным институтам. Структура рассматриваемой категории в данном случае трехкомпонентная: доверие / недоверие субъекта к себе как участнику взаимодействия; доверие / недоверие к системе правил и норм учреждения; доверие / недоверие к представителям учреждения. «Почему низкое доверие к правоохранительным органам, а к армии высокое? Мы гораздо меньше знаем об армии, мы не включены в это учреждение, мы не контактируем с ней ежедневно, в отличие от полиции, — рассуждает Алла Купрейченко. В этом смысле, по ее словам, степень доверия между взяткой и коррупционером должна быть достаточно высокой.

Интересны последние тенденции доверия. После кризиса доверие к власти и работодателям снизилось, доверие к неправительственным организациям осталось неизменным, а доверие к родственникам выросло, что, в частности, отразилось на уменьшении количества разводов. В целом о доверии можно говорить с точки зрения исторической динамики: в разное время доверие / недоверие оценивается по-разному. Как предполагает Алла Купрейченко, доверие переходит от кланового поведения к прагматичному, уважительному и этичному.

В ходе оживленной дискуссии после вступительной речи стало ясно, что доверие / недоверие может быть интересным с междисциплинарной точки зрения. Более того, одному «узкому» специалисту сложно разобраться в феномене доверия. Это выявило одну чрезвычайно важную исследовательскую проблему. Как сказала Алла Купрейченко, в опросах исследователи измеряют сразу все типы доверия, а затем вычисляют среднее значение. И эти данные не говорят всей картины. Действительно, согласилась Ирина Мерсьянова, индекс доверия в нашей стране постоянный — 18%. Однако, если мы изучим доверие в разных социальных группах, мы можем обнаружить значительные колебания.

Наталья Иванова

Александр Пиховкин, юрист Московской коллегии адвокатов, предложил также рассмотреть вопрос о соотношении доверия и сочувствия. По словам спикера, доверие и эмпатия находятся в очень сложных отношениях, «эмоциональный интеллект может быть альтруистическим или манипулятивным. А исполнительный директор Центра изучения общественного мнения« Глас Народа »Александр Кинсбурский выразил мнение, что помимо эмоционального В государстве доверие связано с нормами поведения.Поэтому он отметил, что поскольку коррупция в нашей стране фактически превратилась в институт, ее нельзя относить к категории доверия. Он считал, что доверие рождается через сотрудничество, и если это сотрудничество успешен, уровень доверия выше. Обратная сторона медали — это то, что хорошо выражено в русской пословице «Доверяй, но проверяй», которая относится как к доверию, так и к контролю (недоверию). В Дании, лидере доверия, деньги предоставляется только под расписку.

Действительно, баланс между доверием и недоверием имеет фундаментальное значение для гражданского общества. Общественный контроль в этом смысле — признак недоверия. Недоверие к некоммерческим организациям может быть по разным причинам, например, из-за боязни использовать их в интересах кого-то другого. По словам Вячеслава Бахмина, в этом вопросе следует исходить из того, что мир красочный, а не черно-белый. Доверие может быть результатом манипуляции (например, деятельность СМИ, мнение авторитетных людей) и в этом случае может быть оценено отрицательно. Главный фундамент доверия, по мнению эксперта, — это знания. Если его нет, есть подмена, своего рода ложное доверие или недоверие. «Доверие — это когда вы не полностью знаете другого человека», — сказал Дмитрий Данкин, заместитель главного редактора Eurasia Security. — Это то, что отличает доверие от веры (когда нет знания), надежды и доверия (когда есть полное знание).

Наталья Иванова, заведующая кафедрой теории организаций Экономического университета, считает, что доверие близко к здравому смыслу. Ведь когда мужчина сидит в самолете, он должен доверять пилоту, иначе этот пассажир будет в истерике на протяжении всего полета.

Алла Купрейченко, подводя итоги дискуссии, заявила, что, во-первых, исследование доверия требует междисциплинарного подхода, как показала дискуссия. Во-вторых, необходимо перейти от консолидации показателей к созданию гуманитарных технологий для улучшения общества, преодоления недоверия.

Андрей Щербаков, новостной портал НИУ ВШЭ

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий