Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог

Рисовать любят почти все дети. Рисунок — это одновременно детское воображение и отражение того, что ребенок видел, узнал или испытал. Рисунок отражает внутренний мир маленького человека, через рисунок ребенок «рассказывает» о том, как он себя воспринимает и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки, — рассказывает психолог центра семьи «Семья» Вероника Александрова.

В каракулях есть эмоции.

«Мы не анализируем рисунки детей до 5 лет, потому что до 3–4 лет дети учатся держать и пользоваться только карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, узнают о палитра разных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогатить среду разнообразными художественными средствами и создать условия для художественных и творческих экспериментов, постоянно подбадривая и успокаивая ребенка » — говорит специалист.

Первые рисунки всех детей — «головоногие моллюски» (кружочки с палками). Но рисунки пятилеток более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что чувствует и где могут скрываться внутренние проблемы. Какие рисунки самые информативные?

  • Семейный рисунок. Он расскажет об отношениях в семье. Попросите ребенка нарисовать свою семью.

    На что обратить внимание: кто в семье, кого рисуют, а у кого ребенок «забыл» рисовать? Хорошо, когда вся семья вместе. Но бывает, что ребенок рисует только дом, а не семью, в которой никого не видно. Это значит, что общение с близкими не дает ему необходимого понимания. Более того, ситуация в семье настолько напряженная, что ребенок считает ее враждебной по отношению к себе.

    Второе — какое настроение у членов семьи? Они друзья, дерутся, спорят?

    Очень интересный показатель — рост и размер членов семьи. Это может быть реальным (например, папа выше мамы) или может сказать вам, кто управляет семьей.

    Как числа расположены на листе? Фигуры можно размещать далеко друг от друга, каждая «сама по себе». Хорошо, когда «собрана» вся семья. Здесь мы можем увидеть эмоциональные отношения ребенка с членами семьи, близкими или разобщенными. Это требует товарищества и внимания тех, кого притягивают «далеко».
  • Рисование человека. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на него.

    Это творческое изделие покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем мечтает, кем хочет быть. Обратите внимание, как он изображает себя, как хорошо рисует части своего тела и одежду.

    Как ребенок вписывается в группу людей: если ребенок меньше других и находится в стороне, это может указывать на трудности в общении. Также следует обратить внимание на настроение человека, изображенного на фигуре.
  • Рисование ситуаций: «Я в детском саду», «Я в гостях», «Я у врача» или «Я в школе» и так далее.

    Рисование ситуации — прекрасная возможность узнать, как ваш ребенок себя чувствует в детском саду, в гостях, в школе или у врача, и что с ним происходит в данный момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, но через рисование мы узнаем много интересных деталей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что чувствует, счастлив или грустен и почему? Что делают и говорят другие люди на рисунке (друзья, педагоги, учителя, врачи)?

Когда нужна помощь специалиста

Иногда рисунок может быть сигналом о том, что с ребенком что-то не так и родителям следует обратиться к психологу или врачу. Ни в коем случае мы не призываем к диагностике и выводам исключительно по чертежам, но мы хотели бы отметить некоторые моменты. Вот несколько предупреждающих знаков, которые нельзя игнорировать.

  • Очень небольшое давление на карандаш. Размытые линии. У детей старше 5-6 лет — невозможность закрашивать участок внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за контур участка или не сильно выходит на контур).

    О чем это может быть? Эти симптомы могут указывать на неврологические расстройства, нарушения зрения или двигательной системы, недостаточное развитие мелкой моторики. Стоит проконсультироваться у педиатра и невролога.
  • Есть фотографии внутренних органов. Здесь мы не учитываем изображения «сердечек» для принцессы или доктора Айболита.

    Однако если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, есть смысл обратиться к психиатру.
  • Фрагментация частей тела на чертеже. Руки и ноги не прикреплены к туловищу, части тела как бы не соединены друг с другом. Ребенок не может нарисовать человека полностью. Это может быть признаком дезорганизации личности или психического расстройства.
  • Многократное повторение одного и того же рисунка с одинаковым макетом, цветом и одинаковыми элементами. Это могло быть признаком психологической травмы. Что-то очень важно для ребенка, он пытается пережить какую-то тревожную и непонятную ситуацию. Вот как защищается его психика в этих повторяющихся зарисовках.
  • На рисунках полностью отсутствуют люди и животные. Ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. Это может быть как признаком трудностей в социализации и построении отношений, так и симптомом неврологических расстройств, например, аутистического спектра.
  • Сильный акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стрельба из ружей в человеческих руках, изображения взрывов, страдания людей и животных, разрушенные здания, острые стрелы, нацеленные на людей. На рисунках много красного и черного. Это может означать как сильную тревогу, так и скрытую (или явную) агрессию у ребенка, переживание насилия и след очень эмоциональной ситуации или сообщения. Спокойно поговорите с ребенком, спросите, что изображено и как себя чувствуют персонажи, что там произошло и почему. И каково это после составления. Что его пугает или злит. И, конечно же, посоветуйтесь с детским психологом.
  • Травма у людей. Это может быть настоящая физическая боль, о которой боятся говорить. Внимательно посмотрите, где находятся травмы у людей или животных, где на фото повязка. Спросите ребенка или осмотрите область, на ней могут быть синяки, ссадины и т. Д.
  • Полный отказ от рисования. Причиной полного отказа от рисования может быть как недостаточно развитая мелкая моторика, так и скрытые психологические проблемы. Вероятно, ребенок боится ошибиться, боится выразить себя, а может быть, он пережил травмирующую психологическую ситуацию и боится проявить свои чувства. В этом случае также стоит обратиться к детскому психологу.

Общее впечатление

Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции передают, какое общее впечатление возникает. Попробуйте представить, какие эмоции испытывает ребенок во время рисования — счастлив ли он, грустит, зол или что-то сожалеет. Лучше всего смотреть на несколько рисунков, а не на один. Одиночный образ может говорить только о мимолетном состоянии, о впечатлении ребенка.

«Рисование ребенка — хороший повод для теплой беседы. Чаще рассказывайте своему ребенку о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и ​​вдохновении. Таким образом, ребенок не только учится строить предложения и развивает речь, но и также учится общаться с самим собой, распознавая собственные эмоции и справляясь с ними. Дети на рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И от нас, дорогих родителей, зависит, сможет ли ребенок принять и правильно понять жизненные ситуации. и сам в этом мире », — говорит специалист.

Об этом сообщает пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не
является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Оцените статью
Блог —  Железнодорожная узловая больница— поликлиника на станции Сальск
Добавить комментарий